Cущность политической социализации преподавательского корпуса…
3
тивной деятельности в процессе включения в социально-поли-
тическую среду.
Таким образом, если суть социализации вообще состоит в про-
цессе усвоения человеческим индивидом определенной системы зна-
ний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в каче-
стве полноправного члена общества, то суть политической социали-
зации можно определить как процесс включения личности в полити-
ческие отношения, общественно-политическую жизнь. При сохране-
нии социальных различий, обусловленных материальным достатком
и положением, человек наделяется общественными свойствами, ко-
торые предопределены его непосредственной принадлежностью к
тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных
рамками одного государства.
Роль преподавательского корпуса в политической социали-
зации студенчества.
В политической социализации студентов воз-
растает функция высшего образования, преподавателя как агента по-
литической социализации, проводника и носителя политической
культуры; активизируется значение преподавательского корпуса как
объекта и субъекта социализации.
Каждый конкретный преподаватель ежедневно в той или иной
мере осуществляет властные функции в определенной группе уча-
щихся. Эти функции пронизывают всю их жизнедеятельность от ор-
ганизации учебного процесса, интеллектуальной деятельности до ма-
неры поведения, формы речи и общения, стиля мышления. Вольно
или невольно преподаватель находится в роли первого лица по от-
ношению к студентам [3]. Ему принадлежит и функция мобилизации
интеллектуальных, духовных, жизненных и организационных ресур-
сов учащихся как для индивидуальных, так и коллективных целей.
Хотелось бы также обратить внимание на фактор «замедленного дей-
ствия». Влияние отдельных личностей многие люди проносят через
всю жизнь. Это могут быть личный пример, поступок, мотив выбора
профессии, научные знания и пр. Суть заключается в том, что неко-
торые события студенческих лет запечатлеваются в сознании моло-
дого человека надолго, оказывая влияние на протяжении всей жизни.
Если обозначить современную ситуацию, сложившуюся с начала
1990-х годов в России и отражающую положение преподавателя
высшей школы, то следует признать, что мировое признание роли
ученого-преподавателя достаточно высоко, но оно, скорее, закрепля-
ет декларацию статуса, некую идеальную норму, выраженную
наиболее передовыми умами человечества [4]. В реальности препо-
даватель вуза в современной России этого статуса не имеет.
Общество предъявляет к педагогу высокие требования по отно-
шению к объекту его деятельности. Чувство долга у преподавателя
развивается и формируется обществом по различным каналам: в