Т.П. Малькова
6
Для личности важна «репрезентативная составляющая», которая
фиксирует восприятие субъекта внешним наблюдателем и собствен-
ную оценку себя, в зависимости от сложившихся матриц культурного
восприятия. «Другой, взгляд Другого определяет и формирует нас»
[17, с. 21]. Н.М. Бахтин подчеркивал склонность личности к «объек-
тивирующей рефлексии»: «вживанию», «вчувствованию» в восприя-
тие и психологию другого [5, с. 158–160]. Наибольшую значимость
для личности имеет то, как ее воспринимают в референтной группе,
но возможно, что на каком-то этапе значение приобретет репрезента-
тивный имидж, от которого зависят жизненный успех, карьера, и этот
образ будет диссонировать с сущностными характеристиками лично-
сти. Отсюда вытекает значимость волевого начала, которое позволяет
личности осознавать мотивы действий и строго контролировать их,
подчиняя единой жизненной стратегии. Личность обладает относи-
тельной самостоятельностью, и судить о ней возможно только с уче-
том всего спектра ее проявлений в различных микро- и макросредах.
Субъект имеет определенную свободу выбора функционирования в
плюральной среде, он активен, способен выйти за рамки привычной
социальной среды, подняться над ней, изменить ее.
Личность активно исследуется психологами. Общая психология
рассматривает личностное ядро, то, что осуществляет интеграцию
«Я», связывает воедино разнообразные психические феномены и про-
цессы, обеспечивающие устойчивость и последовательность их проте-
кания [15, с. 25]. Интегрирующее начало «Я» объединяет различные
психические феномены и процессы, сообщающие поведению необхо-
димую последовательность и устойчивость. Сосуществуют психосо-
циальные (А. Адлер, К. Хорни), психостатистические (Р. Кеттел,
Д. Айзенк), психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Ол-
порт, К. Роджерс), онтопсихологические (А. Менегетти) и иные кон-
цепции [15]. Например, в таком направлении, как психосинтез, ис-
пользуется сочетание классической философии и психологических
знаний, включая положения экзистенциализма, вероучения христи-
анства, буддизма, йоги. Рассматриваются представления о мудрости,
возможности реализации человеческого потенциала в гармонии лич-
ного и мирового разума (М. Браун, Т. Йоманс). Эмпирические иссле-
дования существенно повлияли на доработку односторонних теорий
личности, таких как персонализм, фрейдизм, бихевиоризм. Посте-
пенно преодолевается разделение на «внешние» и «внутренние» лич-
ностные процессы (дуализм интер- и интрапсихических феноменов).
Так, американский психолог Г. Гарднер отстаивает существование
семи типов ума: математического, речевого, музыкального, про-
странственного, двигательного, внутриличностного и межличностно-
го. Каждый из них влияет на личностную идентификацию [18].