Т.П. Малькова
4
Одиночество, отчаяние, страх — удел человека. Личностные миры
перестают пересекаться (в философии экзистенциализма эта пробле-
ма тщательно разработана). Субъект может не осознавать своего от-
чуждения, потерянности своего «Я». Он — конформист, винтик
сложного механизма. Герберт Маркузе применил к такому индивиду
выражение «одномерный человек». Живописные картины того, как
может выглядеть общество, где развита наука и техника, но подавле-
на личность, отсутствуют свобода и творчество, содержатся во все-
мирно известных антиутопиях. Это: «Москва 2042» В. Войновича,
«1984» и «Скотный двор» Дж. Оруэлла, «О, дивный новый мир»
О. Хаксли, «Заводной апельсин» Э. Берджесса, «Механическое пиа-
нино» К. Воннегута. Постиндустриальное, затем информационное
общество оказались неспособными преодолеть отчуждение. Возник-
ли новые формы отчуждения личности, связанные с сетью Интернет,
игроманией, зависимостью от гаджетов, ослаблением интенции на
размышление и рефлексию. Заговорили даже о таком диагнозе, как
«интернет-абстиненция» или «цифровое слабоумие». Сенсацией ста-
ла статья Н. Карра «Гугл нас оглупляет?», напечатанная в американ-
ском журнале «Атлантик» в 2008 году [7, с. 2]. Возникает вопрос:
«возможно ли преодоление отчуждения и полноценное развитие
личности, осознание ею своих сущностных идентификационных при-
знаков?» На наш взгляд, условиями разрешения проблемы являются
свобода личности и высокая концентрация интеллекта в стране, а не
сворачивание образования, в том числе гуманитарного (сокращение
количества вузов, массовое введение бакалавриата в институтах и
университетах России).
Понятие личности концентрированно выражает степень приятия
сущностных характеристик культуры субъектом. Тождественных
личностей быть не может ввиду психофизических особенностей ин-
дивидов и полифоничности воздействий на индивида среды, эпохи,
культуры. Общество неоднородно. Влияние его на личность проис-
ходит посредством микро- и макросреды [1]. Личность формируется
под воздействием объективных факторов. К ним относятся веще-
ственные, предметные элементы среды, условия жизни, бытовые
объекты, орудия труда, способы передачи и восприятия информации,
включая Интернет, и пр. Естественной средой они становятся тогда,
когда внедряются в повседневную практику личности. Индивид вос-
принимает эти факторы не разрозненно, а интегрированно, в целост-
ности среды и собственного «Я». Отметим, например, такой феномен
культуры информационного общества, как зависимость компьютер-
ного поколения от электронных новинок, интегрирования себя в со-
циальную сеть. Субъект выстраивает в «Одноклассниках», «В кон-
такте» свой имидж (идентификационную матрицу), и любой трол-