Отношение молодежи к высшему образованию
3
абитуриентов. И все равно соотношение московских абитуриентов к
«провинциалам» не в пользу регионов, соответственно 70 % против
30 %.
Для нас было важно выяснить, каким образом молодыми людьми
был сделан выбор в пользу нашего вуза. Так, анализ опроса показал,
что почти половина опрошенных (47,6 %) выбрали местом получения
высшего образования МГТУ им. Н.Э. Баумана, ориентируясь на пре-
стиж и известность данного учебного заведения. Около 12 % опро-
шенных студентов выбрали наш университет по совету родителей,
друзей или знакомых. Оставшаяся часть поступила по специальным
направлениям из регионов.
Анкетный лист содержал вопрос об отношении студентов к
научной работе, участии их в практических экспериментах. Как вы-
яснилось, лишь 14 % опрошенных занимаются научными работами,
участвуют в опытах, пишут научные статьи, выступают с докладами
на конференциях и научных семинарах. Больше всего студентов ин-
тересуются наукой на факультете «Фундаментальные науки» (1/3
опрошенных), а вот на факультете «Машиностроительные техноло-
гии» таких не оказалось вовсе. Среди всех опрошенных студентов
менее 15 % (20 человек) принимали участие в научно-исследователь-
ских разработках, что чрезвычайно мало для университета такого
уровня.
Очевидно, что недостаточный интерес к научно-исследователь-
ской работе в стенах вуза можно объяснить несколькими причинами.
Нам представляется, что одна из них обосновывается не только инте-
ресами студентов, их занятостью учебой в рамках соответствующих
стандартных программ, но и слабой мотивацией со стороны препода-
вателей, которые порой не умеют заинтересовать и «зажечь» студен-
тов своей дисциплиной и соответствующими научными исследова-
ниями.
Кроме того, студенты интересуются экспериментами в лаборато-
риях, на предприятиях, но вуз не может по разным причинам предо-
ставить им соответствующее оборудование, механизмы, испытатель-
ные стенды. Очевидно, что в учебном процессе допускается серьез-
ный разрыв между теорией и практикой. На этот факт указывают
данные опроса самих студентов. Большинство из них отмечали в ка-
честве серьезного недостатка в процессе обучения перевес теорети-
ческих знаний по сравнению с практическими навыками и умениями.
Возможно, именно в связи с этим столь привлекательным для
студентов становится совмещение учебы с работой. Из 142 опрошен-
ных студентов немногим меньше половины работают. Работающих
юношей в 2 раза больше, чем работающих девушек. Можно предпо-
ложить, что ответственность и прилежание у студенток выше, чем у