К вопросу об определении грамматической однородности конструкций с союзом «и» и их нормативном оформлении в письменной коммуникации - page 5

К вопросу об определении грамматической однородности конструкций с союзом «и»
5
обособленные конструкции или придаточные предложения и когда
союз «
и
» имеет присоединительное значение:
Он объявил им, что ноги его не будет никогда в их доме,
и
просил забыть о несчастном, для которого смерть остается
единою надеждою (П.)
;
Клянусь говорить правду,
и
только правду.
Как показывает опыт, разграничение однородных членов пред-
ложения и присоединительных конструкций вызывает у учащихся
особые трудности.
Таким образам, перед одиночным союзом «
и
», соединяющим од-
нородные члены предложения и однородные придаточные, запятая
ставится и не ставится в зависимости от целого ряда условий. Подоб-
ное невозможно при противительных союзах, так как перед ними за-
пятая ставится всегда.
При соединении союзом «
и
» частей сложносочиненного предло-
жения и сочиненных частей сложного предложения с сочинением и
подчинением действует также два противоположных правила: между
частями ставится и не ставится запятая:
Прошло несколько лет,
и
обстоятельства привели меня в те
самые места (П)
;
Пели уже петухи
и
было уже светло, когда достигли они
Жадрина (П.).
Следует отметить, что пунктуация последнего случая аналогична
пунктуации сложносочиненного предложения с общим второстепен-
ным членом. Как известно, простые предложения, имеющие общий
второстепенный член или общее вводное слово и соединенные непо-
вторяющимся соединительным и разделительным союзами, не разде-
ляются запятыми. Кроме того, запятая не ставится, если части пред-
ставляют собой два вопросительных, побудительных или отрица-
тельных предложения:
Где она
и
что теперь с нею?
Как глаза ее сияют
и
как голос нежен!
Необходимо обратить внимание на то, что при работе над пунк-
туацией в сложносочиненном предложении, части которого соедине-
ны одиночным союзом «
и
», сказывается отрицательное влияние (ас-
социативное торможение) не ставить запятую между однородными
членами с неповторяющимся союзом «
и
».
Кроме того, учащиеся зачастую не замечают общий второстепен-
ный член предложения, особенно если он стоит в середине или в
конце предложения. Г.И. Блинов отмечает, что в этом случае «навык
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook