К вопросу об определении грамматической однородности конструкций с союзом «и»
11
Изложенное выше позволяет сделать вывод об утверждении пол-
ной аналогии в расстановке знаков препинания между сочиняющи-
мися предложениями с общим второстепенным членом или общим
придаточным предложением, а также однородными придаточными,
с одной стороны, и однородными членами предложения — с другой.
Правило об употреблении запятой при однородных членах предло-
жения имеет распространение по аналогии на разбираемые случаи
сложного предложения. Одинаковый характер связи слов и предло-
жений ведет к одинаковому пунктуационному их оформлению. Пом-
ня о том, что выбор методов и приемов работы в большей мере опре-
деляется содержанием учебного материала, его спецификой, в прак-
тике преподавания синтаксиса и пунктуации целесообразно объеди-
нить эти правила и изучать их в обобщенном виде.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Валгина Н.С.
Синтаксис современного русского языка
. Москва, Агар, 2000,
415 с.
[2]
Сенюшкина Т.В. Синтаксические конструкции с союзом «и».
Русский язык
в школе
, 2003, № 2. с. 31−37.
[3]
Королев В.Г.
Преемственность и перспективность в изучении синтаксиса
и пунктуации
. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 1970, с. 106.
[4]
Блинов Г.И.
Упражнения, задания и ответы по пунктуации. Пособие для
учителя
. 3-е изд. Москва, Просвещение, 2001, 128 с. (31).
[5]
Еремеева А.П.
Развитие речи учащихся при изучении предложений с одно-
родными членами
. Москва, НИИ школ МП РСФСР, 1974, 110 с. (83).
[6]
Морозова И.Д. Наблюдения над грамматическими особенностями сложно-
сочиненного предложения.
Русский язык в школе
, 1967, № 6. с. 49−51 (143).
[7]
Сараева А.Н.
Уроки русской пунктуации. Пособие для средней школы
.
Москва, ООО «Грамотей», 2003, 160 с. (202).
[8]
Морозова И.Д.
Обогащение письменной речи учащихся конструкциями
с сочинительной связью
: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1968,
17 с. (144).
[9]
Новые аспекты в преподавании русского языка в вузе. Докл. и тез. участ.
Междунар. науч.- практич. конф
. (12−13 марта 2002 г.). Дейкина А.Д., Хо-
дякова Л.А., сост. Москва, МПГУ, 2002, 342 с.
[10]
Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на совре-
менном этапе российского среднего и высшего образования. Мат.. Всерос.
науч.-практич. конф., посвященной памяти профессора М.Т. Баранова
(12−22 марта 2004 г.). Дейкина А.Д., Ходякова Л.А., сост. МПГУ, 2004,
451 с.
[11] Комиссарова Л.Ю, Текучева И.В.
Краткий справочник по русскому языку
для школьников
. Москва, Баласс, 2000, с. 105.
[12]
Современный русский язык. Морфология
. Виноградов В.В., ред. Москва,
МГУ, 1959, 386 с. (213).
[13] Успенский М.Б.
Курс современного русского языка в педагогическом вузе
.
Москва, Изд-во Московского психолого-социального института, 2004, 192 с.
Статья поступила в редакцию 05.07.2013