Новый подход к тестовому экзамену по русскому языку
3
между ними в монологической и диалогической речи, в тексте учеб-
но-бытовой и учебно-научной тематики; воспринимать на слух учеб-
ную лекцию по профилю предстоящего обучения, тексты при темпе
звучания 160−180 слогов в минуту и однократном предъявлении (со-
держание новых слов — до 1,5%).
Требования к владению письмом и письменной речью — основа
обучения иностранному языку в техническом вузе. Абитуриенты
должны уметь правильно писать буквы, слова, составлять предложе-
ния из известных слов, записывать прочитанное или услышанное, со-
ставлять и записывать разные виды планов текста, конспекты (крат-
кий, подробный), план своего сообщения; строить письменное моно-
логическое высказывание репродуктивного характера с заданной
коммуникативной установкой, производить содержательную перера-
ботку текста, излагать письменно собственное высказывание по
предложенной теме; уметь письменно изложить содержание прочи-
танного или прослушанного текста с разной степенью свернутости.
Понимание текста, конструирование речи в виде устного или пись-
менного сообщения — это одна из главных целей обучения ино-
странному языку. Основным критерием овладения языком является
адекватное восприятие текстовой информации, умение продуциро-
вать определенные тексты с их характерными особенностями.
При контроле знаний в области любого иностранного языка
необходимо уделять пристальное внимание лексике, так как именно
она, взаимодействуя в речи с грамматикой и фонетикой, является ве-
дущим средством речевого общения в устной и письменной формах.
Иностранные абитуриенты должны обладать словарным запасом, до-
статочным, чтобы понимать большинство повседневных тем: семья,
увлечения, работа, учеба, будущая профессия, события в мире и в
жизни. Кроме того, они обязаны иметь представление об особенно-
стях научного стиля речи, его типичных языковых конструкциях,
знать не менее 100 общенаучных терминов.
Овладеть иностранным языком как средством общения невоз-
можно без знания грамматики. Это положение особенно актуально
для русского языка, так как он принадлежит к числу флективных
языков, с разветвленной предложно-падежной и видовременной си-
стемой, обладает сложной системой синтаксических форм.
Разработанный тест нового типа позволяет объективно оценить
возможности иностранного абитуриента обучаться в вузе на русском
языке, удовлетворять свои потребности при общении с носителями
языка в социально-бытовой, учебно-профессиональной и социально-
культурной сферах речевой деятельности. Тест направлен на опреде-
ление уровня общего владения русским языком с учетом будущего
обучения в техническом вузе, то есть он включают задания на про-