Г.М. Петрова
2
Для решения этой задачи группой преподавателей кафедры рус-
ского языка МГТУ им. Н.Э. Баумана были разработаны принципи-
ально новые варианты экзаменационных заданий по русскому языку
в форме теста. Цель настоящей статьи — представить результаты
этого научно-методического поиска, охарактеризовать новые содер-
жательно-композиционные решения в области контроля уровня
сформированности лингвокоммуникативной компетенции иностран-
ных абитуриентов российского технического вуза.
Укажем, что каждый вариант теста для иностранных абитуриен-
тов имеет четкую структурную организацию. Тест состоит из десяти
заданий, содержание которых полностью соответствует требованиям
государственного стандарта для иностранцев, сдавших экзамены на
Первый сертификационный уровень владения русским языком.
Данная форма контроля позволяет объективно проверить способ-
ности иностранных абитуриентов работать в тестовом формате с
жестким ограничением по времени (180 минут). Максимальное коли-
чество набранных баллов — 100. При выполнении работы пользо-
ваться словарем не разрешается.
Тесты построены с учетом целей использования русского языка,
навыков и умений в употреблении языковых средств для реализации
коммуникативных задач в основных видах речевой деятельности:
чтении, письме, аудировании. Отметим, что, кроме проверки навыков
собственно письма, проверяется уровень владения письменной речью
в форме составления письменного речевого высказывания [3–6].
Поскольку чтение лекций, работа на семинарах и т. д. осуществ-
ляются на русском языке, иностранцы, завершившие обучение на
подготовительном отделении, должны обладать определенным уров-
нем сформированности умений и навыков по видам речевой деятель-
ности — навыками слушания, говорения, чтения и письма на базе
общелитературного языка и научного стиля речи.
При чтении они должны понимать без словаря несложные обще-
научные статьи, основное содержание прочитанных текстов учебно-
бытовой, учебно-научной тематики и отдельные факты, положения,
логико-смысловые связи между высказываниями или их частями;
воспринимать как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте; определять тему текста, его основную идею;
находить в текстах содержательные блоки, ориентироваться в их се-
мантике, структуре и коммуникативной направленности; уметь фор-
мулировать общее представление о содержании прочитанного; при-
менять различные виды чтения.
Кроме того, иностранные студенты должны понимать на слух
речь, построенную на базе изученного лексико-грамматического мате-
риала, основное содержание и отдельные факты, положения и связи