Плазменные технологии в системе «Росатом»: межотраслевые эффекты изучения…
Гуманитарный вестник
# 1
2016 3
Вопрос технологий обращения с РАО сохраняет особую акту-
альность не только в межотраслевом, но и в территориальном плане.
Так, в настоящее время в Северно-Западном регионе России [3] от-
крыт Центр кондиционирования и долговременного хранения твер-
дых РАО, — реакторных отсеков утилизированных атомных под-
водных лодок (АПЛ). Основные задачи по обращению с РАО АПЛ
выполняет центр «СевРАО». Он находится в Мурманской области и
введен в эксплуатацию в 2015 г. прежде всего для отработки техно-
логии кондиционирования и долговременного хранения (КДХ) РАО.
Ежегодно будут перерабатываться более 1000 м
3
твердых РАО,
включая РАО ядерной энергетики и ледокольного флота. В подготов-
ке данного проекта принимали участие специалисты Energitwerke Nord,
«РосРАО» и Курчатовского института. Расчетный период эксплуатации
центра КДХ — 100 лет, из них 30 лет отводится на обращение с РАО и
заполнение отсеков хранения, срок содержания которых — 70 лет, со-
общают руководство проектного офиса «СевРАО» и администрация
Мурманской области [3].
Новейшие технологические разработки обращения с твердыми
РАО, создаваемые в системе ГК «Росатом», особо актуальны в связи
с созданием и использованием плавучих атомных электростанций
[4]. Вскоре они станут заменой привычным стационарным отече-
ственным гигантам типа Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ в Певе-
ке, на Чукотке [5].
Учитывая значимость, ответственность и техническую сложность
задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(ЧС), а также их предупреждению, научно-образовательная, вузов-
ская сфера предусматривает подготовку высококвалифицированных
специалистов по направлению «Техносферная безопасность» [6].
В рамках профиля подготовки «Защита в ЧС» изучаются способы
решения технически сложных задач в условиях меняющейся обста-
новки. Подготовка инженерно-технических специалистов по указан-
ному профилю осуществляется по мере накопления знаний в такой
области, как «Экология и промышленная безопасность», формирую-
щих предпосылки ожидаемого и достигаемого межотраслевого пози-
тивного эффекта от научно-образовательных центров. Знания допол-
няются компетенциями, полученными в ходе
производственной
практики по мере ознакомления учащихся с отраслевыми ноу-хау.
Технологический отраслевой опыт, воплощаемый в соответству-
ющих инновационных разработках, служит ориентиром и целью
учебной и исследовательской деятельности научно-образовательной
сферы, поскольку сохраняется острая потребность в специалистах,
способных профессионально ориентироваться в отраслевых техноло-
гических разработках. Предмет исследования научных трудов веду-
щих ученых — фундаментальные основы для создания инновацион-