О роли моделей механизмов П.Л. Чебышева в истории науки и техники
7
а
б
в
г
д
е
Рис. 6.
Механизмы и модели механизмов, изготовленные в Санкт-Петербурге в
конце XIX в. при непосредственном участии П.Л. Чебышева (хранятся в музее ис-
тории СПбГУ):
а
— самокатное кресло;
б
— сортировалка;
в
— велосипед;
г
— пресс;
д
— железный стопо-
ход;
е
— модель весов (фотографии из [11, 12])
Работая в Петербурге, Пафнутий Львович поддерживал тесные
связи с ИМТУ. На опытном заводе ИМТУ была изготовлена его па-
ровая машина и две ее модели (одна хранится на кафедре теории ме-
ханизмов и машин МГТУ им. Н.Э. Баумана, вторая, с дарственной
надписью «Чебышеву П.Л. от Императорского технического учили-
ща 15 мая 1870 г.», была подарена Чебышевым Музею науки в Лон-
доне [13]). Здесь же были изготовлены две модели разработанных им
астатических центробежных регуляторов (рис. 7). В дневнике Федора
Евпловича Орлова
5
[15, 16] о паровой машине написано: «Недавно в
Цюрихе был проездом П.Л. Чебышев. Он отыскал меня, и я у него
был. Он возит с собой модель своего нового параллелограмма, заме-
няющего мотыль с кривошипом, подаренную ему Техническим учи-
лищем. На петербургской мануфактурной выставке в этом году есть
паровая машина в две силы с механизмом Чебышева, построенная
также в Техническом училище. Говорят, она походила несколько ча-
сов, потом стала. Чебышев приписывает это несовершенству кон-
__________
5
Федор Евплович Орлов (1843–1892) — профессор прикладной механики ИМТУ и
Московского университета, смотритель кабинета прикладной механики ИМТУ.