2
В.В. Протопопов, Ф.О. Истомин
ет по меньшей мере 600 тыс. руб. Количество таких сделок у крупных
компаний достаточно велико.
Таким образом, при отсутствии в штате организации специалистов
необходимо либо нанимать на работу экспертов из консалтинговых
фирм, либо повышать квалификацию собственных сотрудников.
Законодательством о налоговом контроле применяемых цен [1]
(гл. 5 НК РФ) предусмотрено пять методов:
• сопоставимых рыночных цен (СРЦ);
• цены последующей реализации (ЦПР);
• затратный;
• сопоставимой рентабельности (СР);
• распределения прибыли (РП).
Описание условий применения того или иного метода приводится
в НК РФ, однако оно достаточно сложно для понимания и требует зна-
чительных усилий со стороны специалиста. Более того, неправильный
выбор метода может повлечь значительные налоговые риски. В этой
связи руководство крупных российских компаний на текущем этапе
решило не доверять диагностику сделок и выбор метода ценообразова-
ния собственным специалистам, а привлечь к анализу консалтинговые
компании [3]. По результатам вовлечения консультантов в диагности-
ку руководители многих компаний пришли к выводу о необходимо-
сти в дальнейшем иметь возможность проводить диагностику сделок
и выбирать метод ценообразования самостоятельно, так как вовлече-
ние консультантов требует значительных материальных и временн
ы
х
затрат.
Таким образом, на данном этапе развития практики применения за-
конодательства о налоговом контроле ценообразования актуальным
был бы алгоритм, представленный в виде блок-схем и разработан-
ный на основании правовых положений НК РФ, позволяющий специ-
алистам, не имеющим значительного опыта в вопросах диагностики
контролируемых сделок, но знающим их специфику, анализировать
данные сделки и определять применимость того или иного метода. Ал-
горитм позволил бы специалистам компаний выбирать метод самосто-
ятельно, без привлечения консультанта, но, при необходимости, под-
тверждать у него полученные выводы.
В свою очередь, расчет рыночного уровня цен, интервалов рента-
бельности и потенциальных налоговых рисков, равно как подготовка
предусмотренной законодательством защитной документации, воз-
можны только после выбора метода.
Налогоплательщики могут выбрать один из методов определения
цен в качестве основного [4]. В дополнение к основному налогопла-