Н.А. Ореховская
4
цы из Армении, Азербайджана, Грузии, Абхазии стали стекаться
в Россию. Большинство приехавших тогда не только хорошо гово-
рили по-русски, но и стремились вписаться в русское общество, вос-
принять его традиции.
Мигранты «второй волны», связанные в первую очередь с воен-
ными конфликтами в Чечне, Дагестане, нестабильным политическим
и экономическим положением в среднеазиатских странах, уже не
стремились большей частью перенимать русские традиции, а скорее,
были настроены на сохранение своих. На наш взгляд, здесь и нахо-
дятся истоки негативного отношения русского населения к мигрантам:
в школах появились дети с ярко выраженным темпераментом, у кото-
рых при этом недостаточно языковых средств для выражения своих
эмоций, результатом чего становятся конфликты. В молодежной среде
конфликт вспыхивает быстро без всякой осмотрительности. Наиболее
яркий пример этому — массовая драка в июле 2010 г. между предста-
вителями чеченской молодежи и русскоязычными в оздоровительном
лагере «Дон», что в Ростовской области. Имеются случаи нападения в
московском метро, на рынках на представителей среднеазиатской и
кавказской молодежи, да и сама российская молодежь подвергается
насилию. Не проходит недели, чтобы в СМИ не появилось сообще-
ние об убийстве лиц другой национальности или исповедовавших
другую религию. Если судить по данным параметрам об уровне то-
лерантности в массовом сознании современного российского обще-
ства в целом и молодежи в частности, то можно зафиксировать ее
низкий уровень.
В самостоятельную жизнь вошло новое поколение — те, кто ро-
дились в 1990-х годах. В это не хочется верить, но мы на пороге оче-
редного исхода интеллектуального ресурса из России. Об этом гово-
рят общеизвестные показатели в области образования, культуры и в
других сферах. Современная эпоха не излучает патриотизма. Этому
много причин: провал экономики, упадок науки, кризис армии —
оплота патриотической сущности России. Патриотизм — это матери-
ализация гордости как личности, так и нации в целом. Опорой патри-
отизма во все времена была элита общества, которую творили не
деньги, а выдающиеся достижения ее труда.
Поэтому исключительное значение в деле формирования патриоти-
ческого сознания имеет школьное и вузовское образование, призванное
воспитать у молодых людей открытость к другим культурам, способ-
ность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и ин-
дивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасиль-
ственными средствами. В любой стране имеются свои положительные и
отрицательные традиции в рассматриваемой сфере. В России, особенно
среди властных структур, в довольно значительной степени проявляют-
ся традиции нетерпимости. Эти традиции, закрепленные в массовом со-