К вопросу о проявлении интолерантности и воспитании патриотизма у современной российской молодежи - page 2

Н.А. Ореховская
2
Примером полного неприятия создания консолидирующей нацио-
нальной идеологии России в XXI веке являются суждения В.А. Бачи-
нина, доктора социологических наук, ведущего научного сотрудника
социологического института РАН (Санкт-Петербург). Он утверждает,
что «секулярное мышление — главное препятствие к тому, чтобы го-
ворить о сути объединяющей идеи» [1, с. 142]. Как показывает опыт
новейшей истории, отмечает автор, идеология, как таковая, в принци-
пе не может быть объединяющей. Ни коммунистическая, ни какая-
либо другая партийная или национальная идеология не может сыграть
роль объединяющей. Потому что идеологии партикулярны и всегда
апеллируют к интересам какой-то отдельной части, но не целого. Объ-
единив одних, идеология отделяет их от других. Таким образом, в
идеологии нет и не может быть консолидирующего универсализма.
Здесь нужен иной язык — не светской политической идеологии, а по-
литической теологии.
История понимания роли идеологии в российском обществе име-
ет давние корни. Датой оформления первой государственной доктри-
ны можно считать 1831 год, когда министр просвещения С.С. Уваров
предложил доктрину «православие — самодержавие — народность».
Затем она была трансформирована в государственную идеологию —
«теория официальной народности», которая существовала многие
десятилетия в Российской империи [2, с. 337].
Анализируя диалектику развития государственной идеологии в
советский период, мы видим ее роль в формировании патриотиче-
ских качеств личности, которые объединяли, сплачивали общество,
патриотизм становился образом мышления. Эти качества формиро-
вались в созидании нового общества, в военной защите Отечества,
восстановлении народного хозяйства после Великой Отечественной
войны, в освоении космоса, в достижениях науки, образования, куль-
туры, искусства — мы шли с веком наравне. Каждый человек в этих
достижениях видел себя, что вызывало чувство гордости за державу.
В массовом сознании постсоветского общества наряду с яркими
патриотическими проявлениями обнаруживаются и опасные черты
антипатриотизма, который заявил о себе в период, примыкающий к
1991 г., когда немалая часть российских средств массовой информа-
ции была активно занята целенаправленной дискредитацией патрио-
тизма. В этом случае при любом социальном потрясении можно с
уверенностью прогнозировать вспышку агрессии и интолерантного
поведения. (
Интолерантность
— проявление нетерпимости, агрес-
сии, ненависти.) Носителями интолерантности могут быть как лич-
ность, так и практически все формирующиеся в обществе соци-
альные группы и общности.
На практике это выражается в исчерпывающем переводе в массо-
вом сознании некоторой части россиян понятия патриотизма из нрав-
ственно-гуманитарной сферы в сферу политическую, в превращении
1 3,4,5,6
Powered by FlippingBook