История через личность: историческая биография деятеля ...
5
причине засекречены. Это основная трудность, встающая перед тем, кто
хочет заниматься его биографией. Вместе с тем, следует признать тот
факт, что воспоминания, которые оставили о нем его современники,
дают материал для понимания его деятельности и времени, на которое
она пришлась. Воспоминания позволяют очертить те возможности, ко-
торые предоставила ему эпоха, и показать пределы, которые она ему
создавала. Большинство из них не опубликовано. Это — устная исто-
рия. Но без этих рассказов, порой субъективных, невозможно предста-
вить то время. Особенно ценными являются сюжеты, рассказанные Г.А.
Ефремовым, Л.Д. Смиричевским, В.А. Поляченко, Р.П. Симоньянцем.
На сегодняшний день наши знания о Владимире Николаевиче носят
поверхностный характер. Но все же, собранные по крупицам, они суще-
ствуют. А знание эпохи, к которой он принадлежал, позволяет рекон-
струировать часть его биографии.
В.Н. Челомей родился в 1914 г. В 1932 г. поступил в Киевский по-
литехнический институт, на авиационный факультет. Одновременно
слушал лекции по математике и физике в Киевском университете, где в
те годы читали лекции приглашенные европейские специалисты.
В СССР шла индустриализация. Инженер становился важной фигу-
рой в деле преобразования страны. Армия и инженерная специальность
тогда были неразрывны. Одновременно с дипломом выпускники полу-
чали звание лейтенанта.
Молодого инженера захватило преобразование экономики, он готов
был активно участвовать в укреплении обороноспособности страны.
Понять людей той поры помогает академик Н.Н. Моисеев, коллега Вла-
димира Николаевича. Он так написал о 1930-х годах: «…Я не знаю ни
одного из моих сверстников, у кого благополучно складывались бы
юношеские и молодые годы. Все мы прошли через «круги ада», преодо-
ление которых требовало мужества и … веры в свою страну…» [14].
В 1939 г. В.Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию. В 1940
г. был принят в докторантуру Академии наук СССР. О нем тогда появи-
лась заметка в газете «Правда», в которой отмечались его талант, пре-
красная инженерная подготовка и склонность к изобретательству.
Когда началась Великая Отечественная война, Челомея оставляют
в тылу, поручают производство оружия. В 1943 г. он создает пульсиру-
ющий двигатель, на базе которого появляются самолеты-снаряды.
Начинается его карьерный рост. В.Н. Челомей в 30 лет становится ди-
ректором завода № 51. Отсутствие опыта компенсировал энтузиазм. За-
вод создавал новое оружие — беспилотную боевую технику.
В 20-х числах сентября 1944 г. из Польши был доставлен искоре-
женный немецкий снаряд «ФАУ-1». На основе этой модели был сделан
советский самолет-снаряд «10X». В то же самое время С.П. Королев
изучал трофеи и разрабатывал сначала Р-1, затем Р-2 [15].