Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика
5
ния производственных ресурсов и перехода к ресурсосберегаю-
щим методам организации производства и эксплуатации техники.
Высокая себестоимость российского машиностроения об-
условлена значительными затратами на сырье, энергоресурсы,
воду, большие объемы отходов, которые не используются вторич-
но и потенциально опасны для окружающей среды, снижают кон-
курентоспособность выпускаемой продукции. С ростом автомати-
зации современного наукоемкого производства доля живого труда
в себестоимости продукции неуклонно снижается, а удельный вес
материальных и энергетических затрат, наоборот, возрастает, по-
этому в качестве важнейшей государственной задачи выдвигается
сбережение всех видов материальных и энергетических ресурсов.
Вышеперечисленными обстоятельствами обусловлено необ-
ходимое в настоящее время объединение логистических подходов
к организации производства, основанных на минимизации ресур-
сопотребления, с политикой энергосбережения и экологической
оценкой воздействия процессов переработки ресурсов на окружа-
ющую среду.
Таким образом, логистика ХХI в. в рамках концепции устойчи-
вого развития должна рассматриваться как эффективный подход
к управлению ресурсными и энергетическими потоками с целью
снижения эколого-экономического ущерба, наносимого окружа-
ющей среде, и обеспечения эффективного инновационного разви-
тия производства в целом.
В связи с этим логистика устойчивого развития призвана сфор-
мировать следующие основные направления в организации про-
изводства:
•
минимизация потерь, связанная с неэффективностью про-
изводственного процесса;
•
эффективное использование энергетических ресурсов;
•
эффективное использование материальных и сырьевых ре-
сурсов;
•
эффективное использование существующих мощностей
(производственных, складских);
•
минимизация экологических воздействий на окружающую
среду;
•
разработка и внедрение инновационных методов управле-
ния и организации производственных процессов.
Необходимо отметить, что начало «зеленой логистике» для ре-
ализации принципов устойчивого развития было положено еще
в середине 1980-х гг. с появлением концепции «всеобщей ответ-
ственности». Как отмечает Р. Поист, данная концепция рассматри-
вает, в отличие от общей теории предприятия, также и социальную
составляющую логистической деятельности. Этот факт свидетель-
ствует о достаточном потенциале использования логистики в ре-