Специфика интегрированной логистической поддержки объекта космической техники
5
•
снижение стоимости ЖЦ изделия при производстве за счет
организации рациональных поставок комплектующих.
Как для военной и спецтехники, для космической техники
особенностью является сложная взаимосвязь параметров «надеж-
ность — стоимость», и зачастую перед разработчиками ставится
требование понизить стоимость изделия, но при этом диапазоны
снижения надежности жестко ограничены.
Традиционно в производстве космической техники приме-
няются комплектующие с самой высокой степенью надежности,
которые, как правило, разрабатываются только для космическо-
го применения. Например, характеристики безотказности ком-
плектующих для космического применения отличаются от соот-
ветствующих показателей изделий коммерческого применения
примерно в 80—100 раз. Такое соотношение проявляется и в сто-
имости между электрорадиоизделиями (ЭРИ) космического
и коммерческого применения. В последнее время в российской
космической промышленности наметилась тенденция к приме-
нению в производстве РКТ элементов индустриального класса
вместо дорогих и труднодоступных зарубежных благодаря тому,
что для ЭРИ коммерческого класса путем реализации широкой
программы отбраковочных, сверхотбраковочных и диагностиче-
ских испытаний и отбора можно поднять показатели надежности
в 10 раз [3].
Для обеспечения процедуры повышения надежности изделий
предлагается проводить совместные процедуры функционально-
го анализа и анализа видов, последствий и критичности отказов
(АВПКО).
Использование алгоритмов функционального анализа и АВП-
КО для космической техники позволит определить, для выполне-
ния каких функций изделия допускается использование элемен-
тов индустриального класса, а какие элементы необходимо дово-
дить до уровня более высокого класса надежности.
Количественную оценку надежности элемента можно прове-
сти, используя в качестве показателя вероятность безотказной ра-
боты (ВБР). ВБР из теории надежности должна рассчитываться
по следующей формуле:
P
(
t
) =
e
–
λ
t
,
(1)
где
λ
— интенсивность отказа элемента, 1/час;
t
— длительность
работы элемента, час.
В АВПКО для каждого элемента структуры изделия необходи-
мо задать значение интенсивности отказа. Интенсивность отказа
рассчитывается отдельно для каждого вида элемента. Значения
интенсивностей отказа для ЭРИ приводятся в справочной лите-
ратуре и документации производителя, поэтому целесообразно
проводить АВПКО до уровня функций каждого отдельного ЭРИ.