Г.О. Халова, С.Ю. Александрова
4
ту которых оплачивает Министерство образования и науки. Эти люди
на протяжении длительного времени помогают малому предприятию.
Из тех предприятий, что начали работать, прибыльным становится
только одно из четырех. И это считается хорошим результатом.
Интересен порядок взаимодействия высших учебных заведений и
бизнеса [7]. Швеции удалось реализовать достаточно удачную мо-
дель, сочетающую свободу вузов в коммерциализации созданных
ими результатов интеллектуальной деятельности с инструментами,
направленными на получение как государством, так и обществом в
целом отдачи от созданных разработок. Согласно Закону о высшем
образовании вузы обязаны взаимодействовать с обществом и предо-
ставлять информацию о своей деятельности в форме отчета
Агентству по высшему образованию. С 1996 г. вузы в Швеции полу-
чили право на ведение инновационной деятельности. Формы сотруд-
ничества вузов и бизнеса могут быть различными: создание в них
специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией ис-
следовательских результатов, учреждение специальных консалтинго-
вых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участни-
ками рынка, создание специализированных подразделений, консуль-
тирующих по экономическим и юридическим вопросам, например
курсов по вопросам составления договоров для студентов и профес-
соров, создание холдинговых компаний.
Важную роль в налаживании контактов между вузами и бизнесом
стали играть появившиеся в середине 1990-х гг. фирмы, цель дея-
тельности которых — распространение запатентованных технологий,
созданных в результате исследовательской деятельности вузов. По-
добные фирмы могут принадлежать совместно вузам и местным му-
ниципалитетам или региональным властям. Обычно такие фирмы
предоставляют консультации, касающиеся вопросов патентования
изобретения и договоров, а также проводят экспертизу результата
исследований на предмет коммерческого потенциала. Если результат
представляет коммерческую выгоду, их задача расширяется — им
нужно найти клиентов или другим способом помочь в реализации
результата в сотрудничестве с изобретателем. При этом все финансо-
вые затраты и риски такие организации берут на себя, а доходы от
реализации проекта распределяются между ними и изобретателями
согласно заключенному контракту.
По результатам мониторинга [8], проводимого Минобрнауки
России, на начало 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано
около 1800 хозяйственных обществ. Не стал исключением и Москов-
ский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,
в котором после принятия закона № 217-ФЗ создано уже 18 МИП
(см. таблицу).