Болонский процесс в России: проблемы и перспективы - page 1

1
УДК 378.4
Болонский процесс в России:
проблемы и перспективы
© Т.Д. Маргарян, О.Д. Дикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Реформирование высшей школы в России вскрыло ряд проблем, связанных с присо-
единением России к Болонскому процессу. Согласно концепции и основополагающим
документам Болонского процесса российская высшая школа с 2010 г. перешла на
двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратура. Такие структур-
ные изменения повлияли на все содержание высшего образования. Наряду с пересмо-
тром учебной нагрузки, квалификационных требований и т.д. присоединение к Бо-
лонскому процессу позволило расширить возможности академической мобильности
студентов и преподавателей вузов. Специалисты и исследователи по-разному оце-
нивают сложившуюся ситуацию. В статье рассмотрены возможности и перспек-
тивы дальнейшей интеграции российских вузов в европейскую систему профессио-
нального образования.
Ключевые слова:
Болонский процесс, университеты, высшая школа, профессиональ-
ное образование, двухуровневая система обучения, бакалавриат, магистратура,
академическая мобильность, национальные структуры квалификаций.
Введение.
В свое время университеты сыграли ведущую роль в ста-
новлении национальной государственности, а следовательно, и наци-
онального самосознания во многих странах. Сегодня Россия является
свидетелем создания общеевропейского пространства и формирования
нового общеевропейского сознания. И вновь университеты выполняют
свою историческую роль, т. к. в современной Европе они сохранили не-
изменными свои традиции и структуру [1]. Сам термин «университет»
в данном контексте выступает обобщающим для различных учрежде-
ний высшего образования. Отечественная высшая школа — неотъем-
лемая часть европейской университетской традиции, поэтому решение
проблем формирования единых образовательных пространств различ-
ных международных сообществ сегодня важно и актуально. Многие
авторы как в России, так и за рубежом по-разному оценивают создание
и развитие Болонского процесса. Но глобализация — объективная ре-
альность, игнорировать которую опасно и безответственно. Болонский
процесс — часть глобализации, поэтому противостоять ему невоз-
можно, следует его принять и участвовать в его развитии. Важно про-
анализировать уже имеющийся мировой опыт с тем, чтобы учесть все
особенности интеграции российской высшей школы в европейскую
систему высшего образования.
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook