Формирование Оренбургского газохимического кластера как один из факторов…
3
ваемая
новая экономика.
Ее можно определить как «технологический
и хозяйственный уклад, в котором роль главного производственного
ресурса играют информация и знания за счет переноса производства
материальных ценностей в иные страны. Становление такого уклада
в значительной мере определяет обстановку в мировом хозяйстве и
место стран в международном разделении труда» [1, с. 114].
Формирование рассматриваемого газохимического кластера мо-
жет привести к созданию консорциумов, совместных предприятий,
укреплению корпоративной интеграции российского бизнеса в ЦАР.
Энергетическое сотрудничество позволит, в свою очередь, углубить
экономическую интеграцию России со странами ЦАР, используя
тенденции становления нового технологического и хозяйственного
уклада.
По своему потенциалу и структуре кластерная политика является
именно тем комплексом мероприятий, который может способство-
вать решению главной задачи — повышению конкурентоспособно-
сти субъектов РФ, регионов и страны в целом через развитие высоко-
технологичных рынков, повышение инновационности различных от-
раслей экономики, стимулирование инициативы, активизацию
взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообще-
ством. В 2008 г. Министерством экономического развития РФ разра-
ботана Концепция кластерной политики Российской Федерации [2].
Но пока она так и осталась в форме проекта.
На федеральном уровне элементы кластерной политики заложе-
ны также в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года [3]. Для регионов Рос-
сии элементы кластерной политики определены в Методических ре-
комендациях по реализации кластерной политики в субъектах Рос-
сийской Федерации [4], которые направлены на содействие развитию
кластерных форм организации бизнес-процессов в промышленности.
Эта работа не ограничивается только двумя подзаконными актами, на
формирование кластеров направлены ряд отраслевых подзаконных
актов.
Согласно названным документам в 2008–2012 гг. планировалось
расширение глобальных конкурентных преимуществ, которыми об-
ладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика,
транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Предусматривалось создание сети территориально-производствен-
ных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий,
формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров
в европейской и азиатской частях России.
Согласно Методическим рекомендациям в российских условиях
«основной целью кластерной политики является обеспечение высо-