Л.Ю. Филобокова
2
означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, при-
ступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предпри-
ниматель» — «предпринявший» что-либо.
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересо-
вался экономической сущностью предпринимательства, был А. Смит,
но лет за десять до него этими проблемами интенсивно занимался
Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому
расхождения между спросом и предложением на рынке дают воз-
можность отдельным субъектам рыночных отношений покупать то-
вары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъек-
тов рынка предпринимателями («предприниматель» — в переводе
с французского — «посредник») [2].
В современной экономической литературе четкого определения
сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев это явле-
ние подменяется целью предпринимательской деятельности. Так,
например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией
А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предприниматель-
ство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направ-
ленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от
своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени
и под юридическую ответственность юридического лица».
В соответствии с современной российской правовой базой пред-
принимательская деятельность (или предпринимательство) — это
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от использо-
вания имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказа-
ния услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ-
ленном законом порядке. Следовательно, предпринимательство
можно определять с позиции целевых установок бизнеса, в качестве
которых выступают:
— деятельность, направленная на максимизацию прибыли;
— инициативная деятельность граждан, заключающаяся в произ-
водстве товаров и услуг и направленная на получение прибыли;
— прямая форма реализации собственности — функций;
— процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
— действия, направленные на возрастание капитала, развитие
производства и присвоение прибыли;
— специфический вид деятельности, направленный на неустанный
поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и
общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на по-
лучение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринима-
тельства. Однако эта деятельность имеет своей конечной целью не