8
Е.В. Соколов, А.В. Барышников
Таким образом, количественный рост числа организаций, имеющих
аспирантуру и докторантуру, а также рост числа аспирантов и докто-
рантов в стране вызван преимущественно конъюнктурными факто-
рами. Падение эффективности в системе подготовки кадров высшей
научной квалификации вызвано факторами снижения научно-техни-
ческого потенциала. В России продукт интеллектуального научного
труда не находит должной реализации. Расчеты показывают 7-кратное
снижение социально-экономической эффективности за счет высшего
и послевузовского образования за последнее десятилетие ХХ в.
Парадоксальность российской ситуации заключается в росте спро-
са на наличие ученой степени и падении предложения на рабочие ме-
ста в сфере науки (государственный сектор низкооплачиваем, част-
ный практически не развит). Этот спрос определяет востребованность
аспирантур и докторантур, а ученая степень становится атрибутом со-
циального престижа, не связанным с дальнейшей исследовательской
деятельностью.
При окончании аспирантуры жизненные планы выпускников суще-
ственно меняются в сравнении с мотивами поступления в аспирантуру.
После завершения аспирантуры научным сотрудником желают рабо-
тать всего 17% выпускников. Это в 2,5 раза меньше, чем желали при
поступлении в аспирантуру.
Среди выпускников аспирантуры 14% хотят работать специали-
стом-практиком по профилю диссертационной работы. Не знают, где
будут работать после окончания аспирантуры, 30% выпускников.
Таким образом, 36% аспирантов, с точки зрения научной, препода-
вательской и профильной творческой работы, являются «балластом».
Такой «балласт» велик по следующим отраслям наук: педагогиче-
ских – 63%, гуманитарных – 37%, экономических – 26%, юридических
– 10%, естественных – 48%, технических – 22%, медицинских – 47%,
аграрных – 50%.
Преимущественно целевая подготовка кадров высшей научной
квалификации обеспечивает трудоустройство ученых лишь в низко-
оплачиваемом и в настоящее время непрестижном государственном
секторе.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Стат. сб.
Мо-
сква, ЦИСН, 2012.
[2] Бедный Б.И., Миронос А.А.
Подготовка научных кадров в высшей школе. Со-
стояние и тенденции развития аспирантуры
. Нижний Новгород, Изд-во
ННГУ, 2008, 219 с.
[3]
Наука России в цифрах: 2011. Стат. сб.
Москва, ЦИСН, 2011.