А.С. Миронов
Несмотря на усиление ответственности за незаконную рекламу и
пропаганду наркотиков в СМИ и сети Интернет все равно продолжает
навязываться дискуссия о легализации марихуаны, распространяются
мифы о безвредности для организма от немедицинского потребления
так называемых «л¨егких» наркотиков, при этом используются науч-
но обоснованные возможности соответствующего психологического
воздействия рекламы и пропаганды на сознание молодых людей. Осу-
ществляется скрытая реклама и пропаганда наркотического поведения
как креативного и стресс-преодолевающего, что формирует у подрост-
ков и молод¨ежи ложное понимание того, что потребление наркотиков
способствует приобщению молод¨ежи к успешным слоям общества.
Объектом воздействия незаконной пропаганды и рекламы наркотиков
становятся в основном подростки и молод¨ежь, учащиеся и студен-
ты образовательных учреждений, которые меньше всего защищены от
давления наркосреды.
Как сказал председатель Государственного антинаркотического ко-
митета — директор ФСКН России В.П. Иванов: «В качестве новой
парадигмы в последнее время нам упорно навязывают идею лега-
лизации, спекулируя на неэффективности антинаркотической полити-
ки. Однако это полная иллюзия. Опыт свободной продажи опиума в
Китае в XIX веке британской Ост-Индской компанией наглядно про-
демонстрировал стремительное вымирание целого народа.
С нашей точки зрения, эффективная парадигма должна быть
построена на понимании глубинных причин и особенностей нарко-
проблемы» [3].
В государственной думе федерального собрания Российской Феде-
рации находится проект Федерального закона № 108866-6 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части усиления ответственности за незаконную пропаганду и рекла-
му наркотических средств и психотропных веществ». В Уголовный
кодекс Российской Федерации предлагается добавить ст. 228.5, запре-
щающую пропаганду и рекламу наркотических средств и психотроп-
ных веществ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том
числе сети Интернет и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Как показывает анализ практики антинаркотической работы в обра-
зовательных учреждениях, где обучается основная масса подростков
и молод¨ежи, не достаточно эффективно реализуется система преду-
преждения наркомании и практически отсутствует действенный ме-
ханизм антинаркотической пропаганды. Педагоги и психологи, имея
теоретические знания в сфере профилактики наркомании, организо-
вывая мероприятия, направленные на антинаркотическую пропаганду,
нередко наоборот способствуют дополнительной заинтересованности
4